Персональный сайт воспитателя МАДОУ "Детский сад № 453" г. Нижнего Новгорода

Афанасьичевой Светланы Владимировны 

Консультация для воспитателей

"Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров"

 

         В содержании математической подготовки дошкольников, формировании элементарных математических представлений ведущая роль отведена обучению способам познания количественной стороны действительности.   

         Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

         Наряду с традиционными приемами формирования количественных представлений в работе с детьми дошкольного возраста широко используются и малые фольклорные жанры.

         Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.

         К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.

         Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.

         Фольклор во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно

         Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом; как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

 

Загадка

         Загадка – это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке.

     В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

     Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.).

 

«Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я?» (треугольник)

 

«У него глаза цветные, не глаза, а три огня,

он по очереди  ими сверху смотрит на меня» (светофор)

 

«Вот посмотрите,

Скажите, ребята,

Сколько углов

У любого квадрата» (4 угла)

 

«Четыре братца под одной крышей стоят» (стол).

«Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей» (2 карандаша)

 

«Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно

Училось сорок» (3 сороки)

 

«Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?» (4 кошечки)

 

«На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.»  (Стул)

 

         После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог может попросить вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа; предложить найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа в числовом ряду, объяснить, как получили число, сравнить число с последующим и предыдущим числом.

         Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа из единиц и двух меньших чисел. Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.

 

Скороговорка

         Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

         Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.

 

«Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.»

 

«У четырёх черепашат по четыре черепашонка.»

«Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.»

«Шесть мышат в камыше шуршат.»

«Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.»

 

         После того, как скороговорка произнесена, следует вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп.

    

Пословицы и поговорки

 

         На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки.

·        Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм.

·        Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.

 

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.»

«Одной рукой в ладоши не хлопнешь.»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь.»

«Первый блин всегда комом.»

«Жить в четырех стенах.»

«Пятое колесо в телеге.»

«У медведя десять песен и все про мёд.»

 

         Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”.

         Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

         Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.

 

Считалки

         Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре  но и способствующими развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет.

         Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета.

        

«Вот грибочки на лужочке

В красных шапочках стоят.

Два грибочка, три грибочка,

Сколько вместе будет? —  Пять.»

 

«Чайки жили у причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять —

Помоги их сосчитать!»

 

 «Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура…

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь, кто куда!»

 

 «Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.» 

 

«Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать?»

 

         Следует отметить, что процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:

 

- будет организовано обучение с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по математическому развитию, но и в других режимных моментах. Например: «При наблюдении на прогулке, организации подвижной игры, во время умывания, одевания и т.д.»

 

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития количественных представлений у дошкольников;

 

- будет организовано взаимодействие педагогов и родителей, как участников педагогического процесса.

 

         Детский сад – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям изучать учебный материал, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом запоминать числа и цифры, решать задачи и примеры и т. д.

 

Дата последнего обновления страницы 14.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»