Персональный сайт воспитателя МАДОУ "Детский сад № 453" г. Нижнего Новгорода

Афанасьичевой Светланы Владимировны 

Развивающая предметно-пространственнаясреда как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста

 

 

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Л.А. Венгер

 

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка. Это один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Поэтому для вхождения маленького ребенка в мир математики необходимо создать благоприятные и естественные условия. Важно, чтобы математика для ребенка была живой, наполненной положительными эмоциями от нового знания, от открытия ее закона, от преодоления трудностей, от общения на ее языке.

Что же такое развивающая математическая среда?

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать «естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами».

Соответственно развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и внеобразовательной сферы, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.

        Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, именно игровой подход к изучению предмета математики является наиболее приемлемым. Игра, как способ познания, способствует развитию активного воображения, запоминания, закладывает основы логики. И задача педагога – максимально использовать это свойство игры. Подбор игрового материала существенно влияет на игру. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения.

О математике можно говорить на основе любого игрового материала. Диапазон его достаточно широк – от игрушек, копирующих реальные предметы, до неоформленного материала в виде всевозможных палочек, листочков, бумажек, лоскутков, тряпочек, веревочек, ниточек, кусочков пластилина, коробок и другого. Так же можно использовать камни цветные, разной формы, различных размеров, ракушки различных фактур и размеров, семечки от арбуза, хурмы, абрикоса, пуговицы, предметы для экспериментирования: условные мерки, измерительные приборы (весы, часы).

Эффективно помогают усваивать элементарные математические представления конструкторы лего, пазлы. Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, совершенствует восприятие цвета, формы, размера, успешно развивает мыслительные процессы – анализ, классификация, ведение счёта. При помощи легоконструирования у ребенка формируются геометрические, количественные, пространственные и величинные представления.

В разнообразных уголках «Сюжетно - ролевых игр» закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Знакомятся с монетами, с весами.

Например, в кукольном уголке, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, могут быть сосредоточены различные предметы: посуда, одежда, мебель и т.п. В процессе игры количество этих предметов ребенок и его друзья соотносят между собой в соответствии с ее содержанием. Так, куклы, тарелки, ложки, подбираются друг к другу методом приложения для выполнения основной игровой цели: накормить кукол обедом, а второстепенно решаются другие задачи математического содержания. Например:

-сколько всего кукол? (определение количества)

-по размеру каждой кукле своя посуда, одежда, мебель (определение величины)

-определение цвета посуды, одежды

-их место расположение (ориентировка в пространстве.

Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования позволяет обучать и пространственной ориентировке (близко-далеко, рядом, около, между). Образные игрушки позволяет формировать у детей представления об абсолютной и относительной величине.

В речевых уголках должны присутствовать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве, такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, считалки, загадки, народные приметы, стихи и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. Например, инсценировка сказки «Репка» поможет закрепить количественный и порядковый счет, основы арифметических действий. Слушая сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» автор А. Прейсен представляется возможность закрепить понятие порядкового значения числа и порядковых отношений; уточнить знание вопросов: «Сколько?», «Какой?», «На котором по счёту месте?».

Игры, игровой материал, книги периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание.

Ожидаемые результаты от создания условий для развития математических представлений:

  • повышение интереса детей к развивающим играм и познавательной деятельности;

  • активизация познавательной деятельности и проявления  детской инициативы;

  • использование собственного опыта детей при решении задач – применение освоенных компетенций;

  • использование инновационных подходов к организации РППС и активное сотрудничество с родителями.

Требования к организации математического уголка по ФГОС

        Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:

  • Безопасность и охрана здоровья детей.
  • Доступность, соответствие возрасту детейОсновное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. 
  • Разнообразие. Материалы и оборудование в математическом уголке должно охватывать различные понятия и представления: о свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, цифрах, геометрических фигурах и телах, закономерностях, зависимостях, последовательностях.
  • Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности. Дети должны иметь возможность не только увидеть количество, размер, цвет предметов на картинке, соотнести эти характеристики с реальными предметами.
  • Создание условий для творческого самовыражения детей. Известно, что все дошкольники талантливы и стремятся проявить свои таланты в рисовании, лепке, аппликации, создании моделей, прочей изобразительной деятельности. Уголок математики стоит оснастить раскрасками, альбомами для наклеек, творческими играми математического содержания: «Сложи узор», «Оживи цифру», «Геометрическая мозаика». Очень нравится детям выкладывать узоры, картинки с сюжетом из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и простых счётных палочек, картонных геометрических фигур.

        Всё оборудование уголка располагают так, чтобы дети могли с удобством им пользоваться. Содержание уголка математики подбирают в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей.

Математический уголок для детей младшей группы:

        Малыши четвёртого года жизни осваивают мир с помощью всех органов чувств, на основе практических действий, но их мышление от наглядно-действенного уже переходит к наглядно-образному. Поэтому среди оснащения уголка должны быть предметы для действий с ними, такие как:

  • Пирамидки разного размера, с кольцами круглой формы, в форме цветов, овалов, а также с «верхушками» в виде голов зверят, сказочных персонажей.
  • Матрёшки. Их дети собирают и разбирают сначала под руководством педагога, а после самостоятельно, сравнивают по величине, пытаются выстроить в ряды в порядке убывания и возрастания по величине.
  • Игры со втулками, вкладышами (пластиковые или деревянные). Такие игры очень нравятся малышам и приносят большую пользу, развивая одновременно и цветовосприятие, и знания о геометрических фигурах, и мелкую моторику.
  • Конструкторы пластиковый и деревянный с кубиками, конусами, цилиндрами, шарами.
  • Мозаики: пазовые, коврики-пазлы, гвоздики. Складывая из них узоры, ребята не только закрепляют цвета, но и усваивают понятия «много», «мало», «один», учатся размещать изображение на плоскости, повторяют, что такое «верх», «низ», «лево», «право».
  • Чтобы развивать наглядное мышление, в уголок математики помещают настольно-печатные игры, плакаты, сюжетные картинки (о временах года, частях суток). Большое внимание уделяют играм на сравнение предметов по величине, форме, составлению ряда предметов по одному признаку: «Сделаем бусы для куклы Маши», «Соберём большие яблоки», «Найди предмет такой же формы».

Математический уголок для детей средней группы

        Наполнение уголка математики в средней группе становится богаче, потому что возрастают и способности воспитанников к овладению информацией

Уголок пополняется новыми материалами, направленными на развитие абстрактного восприятия, поскольку и мышление детей становится более абстрагированным, отвлечённым от определённого образа. Это печатные игры как промышленного производства, так и самодельные, плакаты, серии картин.

        В средней группе начинается период наилучшего восприятия знаков и символов, поэтому для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детям предлагают не просто картинки, изображающие реальные предметы, как в младшей группе, а условное, упрощённое их изображение, схемы, пиктограммы.

        С помощью пиктограмм, геометрических фигур, чисел дети могут «зашифровывать» названия любимых рассказов, стихотворений, мультфильмов, песенок и сказок. Цвет и количество геометрических фигур или упрощённых значков дают малышам подсказку: три розовых круга — «Три поросёнка», один большой серый овал и семь маленьких белых — «Волк и семеро козлят», силуэт мишки и девочки — «Маша и Медведь».

Интересны детям и такие игры и пособия:

  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», где из разных частей нужно сложить схематическое изображение предмета или животного. Для эффективного их использования необходимо иметь достаточное количество схем и картинок того, что получится при выкладывании в итоге.
  • Логические блоки Дьенеша. Игры с ними уже включают в себя разделение множества на подмножества по определённому признаку (блоки раскладывают в 1 или 2 обруча, причём множества пересекаются).
  • Палочки Кюизенера используют не просто как материал для сравнения длины, теперь уже детям рассказывают о соотношении длины, цвета и числа в пределах 5.
  • Чтобы развивать пространственное воображение детей, в уголок помещают тетради с печатной основой для самостоятельной деятельности, картинки для раскрашивания и дорисовывания, схематические изображения улицы, квартиры, дома, на которых дети дорисовывают или выкладывают детали (дома, транспорт, мебель, цветы, людей).
  • Закрепить навыки счёта и умение соотносить число с цифрой помогут плоскостные макеты овощей, фруктов, грибов, цветов, а также изображения тарелок, ваз, корзинок с наклеенными цифрами. Вместо предметных картинок можно использовать и природный материал: шишки, каштаны, крупные орехи, камушки, ракушки. Повысит интерес детей к такому виду деятельности использование игрушек-зверят, белочки, ежонка, зайчонка, которые попросят малышей помочь им собрать урожай, разложить гостинцы по корзинкам, выложить угощение на тарелочку в соответствии с указанным числом.

Важно! Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.

Дата последнего обновления страницы 14.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»